Давно задавалась вопросом: Эдмонтон, столица Альберты, нефтяной провинции Канады… неухоженность, грязь, ямы на дорогах (нет, не колдобины, настоящие даже по российским меркам ямы) – откуда? Вернее, куда? Куда утекают нефтяные деньги?
Съездила по делам в Калгари два дня назад. Впервые увидела этот чудный город. Вопросы сразу отпали. Туда. Деньги утекают в Калгари. Роскошный деловой центр города, переливающиеся небоскребы, стеклянные переходы, парки, бульвары, фонтанчики и где с книжкой посидеть, открытые рестораны, кафе и живая музыка. Бешеная энергетика молодого бизнеса. Когда все еще впереди.
Спрашиваю друзей и знакомых: это как? Три часа на машине на юг – и такая разница? Города по населению примерно одинаковые. И там и там около миллиона жителей. Но в Калгари (как объясняют) живут белые воротнички, а в Эдмонтоне – синие. Не то чтобы обобщение, но критическая масса. Та самая хищная протоплазма. Эдмонтон забирает энергию, Калгари отдает. Или это только мне кажется? Но теперь я вижу, как может угробить город отсутствие воображения. Облака пыли, свалившаяся с неба жара, и тягучий застой. Монументальная скульптура в виде горы металлических шаров на шоссе имени Белой Грязи (Whitemud Highway), хипповский плакат, натянутый над этим великолепием: «О налогоплательщики Эдмонтона, где были ваши мозги?», ворчащие полицейские (а кому охота по жаре стаскивать это полотнище с риторическим вопросом, где-где…).
Ну ладно, отставить ворчалки. Расскажу про Калгари. Пожалуй, из всех деловых центров, что я видела – этот самый вдохновляющий. Молодость, энергия, желание перевернуть мир. Ян. Город экстравертов. Соционический тип Джека Лондона. Не то чтобы мне захотелось там остаться навсегда, но теперь я знаю, откуда брать энергию, чтоб зарядить батарейки.
Мне, кстати, задали вопрос: вот ты видела разные города, Монреаль, Ванкувер, Эдмонтон, теперь в Калгари приехала. Какой больше нравится? И тут же проницательно: Петербург не называй. Еще бы… чем больше я хожу по свету, тем больше понимаю, что градообразующих у порядочного города должно быть две: Нева и шпиль Петропавловки, остальное баловство. Но вопрос был задан на собеседовании, поэтому отвечать пришлось честно и максимально корректно. Молодость надо провести в Монреале, это лучший город Канады, чтобы быть студентом и любить жизнь. На пенсии – однозначно Ванкувер и прилегающие, красотища и умиротворение, горы и океан, буйная зелень и вечная весна. А вот когда в расцвете сил и хочешь силой мысли запустить свой проект, и есть дикий азарт новой работы, карьеры на взлете и желания не останавливаться – о да! –свой первый миллион можно заработать в Калгари.
Иду по бизнес-аллее, навстречу – двое полицейских. В роскошных клешах с кожаными заплатками и ковбойских шляпах с загнутыми полями. Вестерно-бутафорский вид. Двухметровые, красивые. И что-то неуловимо знакомое… в одном из них… так и есть, поравнялся со мной и как запоет: «Где же ты, моя Сулико?» Я чуть не рухнула от смеха. Как, говорю, догадался, что я русская? Смеется. Показывает пальцем на жетон – мол, профессия такая, все знаю. А еще знаю, что ты обязательно получишь свою работу. Удачи! И без жетона понятно: куда может идти сосредоточенно-одетая приличная леди по бизнес-центру Калгари, в рабочее время, с картой даунтауна в одной руке и с лаптопом в другой? Естественно, на собеседование. Посмеялись, разошлись.
Заглянула в кафе. За стойкой – веселый ливанец. На мой вопрос о кофе без сахара отвечает, что все русские так делают: если пахлаву берут, то кофе без сахара. И пододвигает мне пахлаву. Спрашиваю, а ты как знаешь, что я русская? Смеется в ответ: 15 лет в Ташкенте работал, закончил универ в Москве, кандидат технических наук. Допиваю кофе, собираюсь расплачиваться. Обижается. Первый раз, говорит, в нашем городе, в моем кафе – не могу с тебя денег взять! Я настаиваю, он дуется. Вот, говорит, получишь свою работу, с первой зарплаты и отдашь. Я стою с вытаращенными глазами от этих экстрасенсов, и слышу: «У тебя все получится, я буду молиться за тебя. Не забудь, зайди завтра, скажи, как прошло собеседование». Я тихо говорю «рахмат» и ухожу.
На ночевку договорилась в крошечный Bed & Breakfast в двух шагах от даунтауна, в тихом викторианском домике начала прошлого века, и у таких же викторианских старичков, Рона и Майкла. Сказочный домик фей и эльфов. К моему приходу зажжены ночники и камин, и застелено льняное белье, и аккуратный эльф Рон показывает, как пользоваться ванной: гигантской, чугунной, на львиных лапах. Вот, говорит, затычка, вот сюда набираешь воду и принимаешь ванну. А то, знаешь, бывают такие нехорошие люди, включают душ и брызгают на обои, но ты ведь не такая, правда? Я клятвенно уверяю, что к негодяям, брызгающим на обои, не имею никакого отношения. Ух, я бы этих негодяев… Осторожно спрашиваю, а есть ли тут интернет (откуда эльфам знать про всемирную паутину, в самом деле?) – но шустрый Рон моментально достает из глубин фартука бумажку с паролем. А розетка, говорит, здесь. Ставишь лаптоп на стол, садишься вот на этот стул… только не откидывайся, пожалуйста, а то знаешь, бывают такие нехорошие люди… они откидываются на стульях и ломают спинки. Кругом негодяи, — вздыхаю я. А вот этот ночник, вот тут аккуратно поворачиваешь ручку и нажимаешь на кнопочку… аккуратно, а то бывают такие люди… О да! – подхватываю я. Есть такие негодяи, изо всей силы жмут на кнопочку, и ручка отлетает. Откуда знаешь? – подозрительно спрашивает Рон. Как откуда, у прабабушки был вот точно такой же ночник, с купидончиками. Рон облегченно вздыхает. Я своя, ура! Я прошла экзамен на право переночевать в эльфийском домике и ничего не сломать! Алиса в стране чудес. Рон глядит одобрительно, а меня начинает глодать совесть: я-то помню, как в детстве, когда родители ставили в угол, я ковыряла пальцем обои. Именно бумажные, именно в углу, потому что там они неплотно приклеены. Ох, страшно подумать, какие бывают на свете врунишки и негодяи. Но я борюсь с собой – усилием воли отворачиваюсь от обойных углов, да и кто поставит туда такую большую тетеньку? Выросла Алиса из страны чудес, поезд ушел.
Рон улыбается, довольный. Объясняет, куда надо забросить ключ, когда уйдешь утром, и конечно, желает мне удачи на собеседовании. Я уже не удивляюсь. Я люблю этот город, этих удивительных и таких внимательных людей, и, в общем, если вы еще не успели насладиться энергетикой и гостеприимством Калгари, то спросите меня, и я отвечу как.
Спасибо большое за то, что делитесь своими замечательными впечатлениями. Сколько знакомых у нас живут в Калгари, но ни от кого из них не слышала такой красоты про этот город. Даже захотелось приехать. 🙂 А можно «поделиться» этим на Фейсбуке?
Спасибо, Катя!
Насчет Калгари: не знаю, что бы я сказала, если б там жила. Я только приехала на собеседование (весной и с хорошим настроением). Я знаю людей, которые ужасно ругают Калгари, и ничего особенного там не находят.
На Фэйсбуке – да, конечно. Но я не отвечаю за потенциальные споры и разногласия, которые вызовет мой текст. Это всего лишь частное мнение романтика.
В.
Очень красивый рассказ о городе. Калгари мне давно заочно нравится, теперь еще больше. Эх, вот бы вас да по всем центральным канадским городам, а потом читать:).
Спасибо!
Ну, мне не только канадские города нравятся. Америка большая, какие мои годы… 🙂