Петронелла

Это одна из моих любимых английских сказок. Ее автор — Джей Вильямс (1973). Читала я ее очень давно, а потом перевела по памяти для своих друзей (Май, 2005). Если она вам понравится, я буду рада.

В стародавние времена жили-были король с королевой. У них должно было родиться три сына, как в сказках положено. И когда родился старший, король дал ему имя Джон. А когда родился средний, король назвал его Джорджем. Для младшего, самого любимого, король приберег имя Петер. Но родилась девочка, и королю пришлось назвать ее Петронеллой.

Принцесса Петронелла росла не очень-то девочкой. Она не играла в куклы и не плела венки в королевском саду, зато здорово скакала на коне и даже умела стрелять из рогатки. Еще она неплохо знала историю, и ничуть не сомневалась, что младшего из королевского рода ждут самые невероятные приключения. Поэтому, когда старшие братья собрались на поиски счастья, она заявила, что едет с ними.

— Но дочь моя… – начал было старый король.
— Я младшая, и мне должно повезти, — упрямо продолжала Петронелла.
— Ты не можешь уехать прямо так, — растерялся король. — Принцессы остаются дома и ждут своих принцев на белом коне.
— Это скучно, — засмеялась Петронелла. – Я лучше сама найду своего заколдованного принца, и разобью злое волшебство.

Надо заметить, что Петронелла была очень упрямой.
— Девчонка, — захихикали старшие братья, когда Петронелла вспрыгнула на белую лошадку и поскакала за ними вслед, — думаешь, принцы так и ждут, когда ты их расколдуешь?
— Мой – ждет, — спокойно ответила принцесса и пришпорила коня.

Долго ли, коротко, все трое прискакали к развилке дорог, на которой стоял огромный пень, а на пне сидел сморщенный дряхлый эльф и держал в руках табличку: «Задай мне всего один вопрос, путник, и ты узнаешь ответ».
— Чур, я первый! – крикнул Джон. – Эльф, где ждет меня слава и почет?
— На север, — проскрипел эльф. — В северном замке короля Сандриона трубят герольды, созывая рыцарей на турнир. Победитель получит руку принцессы Вильгельмины и звание Храбрейшего.
— Ну, так принцессе недолго осталось ждать жениха! – радостно воскликнул Джон. – Твоя очередь, Джордж!
— Эльф, где найду я богатство и признание? – спросил младший брат.
— На восток, — ответил маленький эльф. — В замке короля Годвина объявлен турнир хитроумных загадок. Победителю обещана рука принцессы Ангелины и титул Умнейшего.
— Ну, так Ангелине недолго осталось ждать, — засмеялся Джордж, который мастерски сочинял шарады и разгадывал загадки, над которыми безуспешно бились придворные мудрецы. – Петронелла, спрашивай, где твой заколдованный принц?
Принцесса Петронелла здорово скакала на коне и отлично стреляла из рогатки. На ней был дорожный костюм Джорджа и шляпа Джона, почти неношеная, но все-таки Петронелла была девушкой. Она внимательно поглядела на старого эльфа, и сказала то единственное, что не давало ей покоя:
— Сколько сидишь ты тут, ты ведь, наверно, очень устал, бедняжка?

С радостным криком соскочил с пня старый эльф, отряхивая серую пыль и молодея на глазах.

— Сто сорок лет, прекрасная принцесса. Сто сорок лет, заколдованный, должен был я отвечать на вопросы путников, пока не найдется хоть один, кто позаботится обо мне… И теперь я расколодован, и могу покинуть это скучное место. На прощание, я скажу тебе: посмотри на запад. Видишь черную крепость на синей горе? Там живет волшебник Альбион. Много лет назад, попал в его замок юный принц Фердинанд, сын Короля Из За Гор, и с тех пор никто не слышал о нем.
— Спасибо, эльф! – засмеялась счастливая Петронелла. – Теперь я знаю мою дорогу.
— Глупая девчонка! – закричали в два голоса Джон и Джордж. – Этот волшебник и тебя заколдует! Поехали с нами, там, на турнирах у северного и восточного королей, найдешь ты своего принца!

Я уже говорила, что Петронелла была очень упрямой? Она только грустно покачала головой.

-Спасибо, братья мои, но мне не нужны слава, почет и богатство. Фердинанд ждет меня, ну, да ему недолго осталось ждать!
— Не говори потом, что мы тебя не предупреждали! – вскричали рассерженные принцы, и топот коней затих вдали. А Петронелла подошла к своей белой лошадке.
— Постой, — сказал ей эльф вдогонку. – Знаешь ли ты, как это много – сто сорок лет? Честолюбивые глупцы просили предсказать им судьбу, как будто я – рыночная гадалка, и никто – ни один из знатнейших принцев – поверишь ли ты, сколько проезжало здесь их каждый день, – не спросил меня, каково мне сидеть и выслушивать эту ерунду. Сто сорок лет… Альбион задаст тебе три задачи – за первую из них попроси у него зеркало, за вторую – расческу, а за третью – перстень с его пальца. Эти три вещи помогут тебе убежать из замка, – сказал, и исчез, как не было его.

А храбрая упрямая Петронелла поскакала прямо на запад, к синей горе. Был уже поздний вечер, когда она постучалась в ворота замка. Заспанный привратник впустил ее, безмолвные слуги отвели ее лошадь на конюшню, а хмурый дворецкий протянул ей ключи от спальни, со словами: «Волшебник Альбион будет говорить с тобой завтра». Измученная принцесса упала на широкую мягкую кровать и тут же уснула.

Наутро Петронелла вышла в сад. Среди роз и левкоев, в плетеном кресле, сидел самый прекрасный юноша, которого она когда-либо видела, и хмуро перелистывал утренние газеты.
— Фердинанд? – спросила он робко.
— Так меня зовут, — меланхолично ответил принц.
— Я пришла, чтобы спасти тебя!
— Спасти меня? – как эхо, повторил Фердинанд, и голос у него был отрешенный. – Альбион самый сильный из волшебников по эту сторону гор. Никто не может с ним справиться.
— Никто, говоришь? – заносчиво ответила Петронелла. – А вот посмотрим!
«Как он хорош, — думала принцесса, — и он совсем, совсем потерял надежду. Немудрено, — столько лет просидеть в этом саду, без всякой надежды на избавление».

Распахнулась калитка, и в сад вышел седой человек в черном плаще, и с таким пронзительным взглядом, что Петронелле стало не по себе. «Он, бесспорно, умен, — подумала она. – Интересно, какие же он задаст мне задачи?»
— Что привело тебя в мой замок, прекрасная путешественница? – спросил Альбион насмешливо. – Я не принимаю гостей, и живу крайне уединенно.
— Отпусти Фердинанда! – храбро сказала Петронелла.
Губы Альбиона изогнулись в едва заметной ухмылке.
— Я не могу его отпустить. Но, если хочешь, ты можешь остаться в замке на три ночи. У меня есть работа для тебя.
— Согласна! – сказала Петронелла. – Что ты мне дашь за работу?
— Проси что хочешь, — холодно промолвил Альбион. – Но принца я отпустить не смогу.
— Что ж, давай свою работу, — дерзко ответила Петронелла.
— У меня есть псарня, — усмехнулся Альбион. – Поухаживай за моими собаками… одну ночь… Вторая не понадобится, — он сказал это таким ледяным тоном, что у Петронеллы упало сердце.

Вечером хмурый дворецкий отворил Петронелле крошечную дверцу небольшого сарая на заднем дворе. Сотня сверкающих злобных глаз уставилась на принцессу, сдавленный клокочущий рык заполнил помещение. Дворецкий втолкнул девушку внутрь, и поспешно захлопнул дверь.

Здесь надо сказать, что Петронелла умела не только скакать на коне и стрелять из рогатки. Она здорово разбиралась в собаках, еще бы! – ведь у ее отца-короля тоже была своя псарня. С первого взгляда она поняла, почему собаки такие злые.
— Бедняжки, — сказала храбрая принцесса. – Вы день-деньской сидите тут взаперти, и никто не поиграет с вами, не скажет доброго слова… Она протянула руку, чтобы погладить псов, — и те внезапно завиляли хвостами, и подбежали ласкаться. Неудивительно, — ведь Петронелла отлично умела ладить с собаками, и у нее было доброе и храброе сердце, и целую ночь она играла со свирепыми псами Альбиона, как будто с домашними щенками во дворе ее папы-короля.

Наутро дверь псарни отворил сам Альбион.
— Отличная работа, — усмехнулся он холодно, глядя на песью свору, примостившуюся у ног принцессы. – Что хочешь за нее?
— Отдай мне твое зеркало, — попросила Петронелла. – Я хочу посмотреть, не испачкалась ли я.
— Что ж, ты его честно заработала, — спокойно ответил волшебник, не подавая виду, что он удивлен.
— Какая будет твоя вторая работа? – поинтересовалась девушка, пряча зеркальце в карман.
— У меня есть голубятня. Поухаживай за моими птицами всего лишь одну ночь… – тихо сказал волшебник таким голосом, что у Петронеллы сдавило виски.

В саду Петронелла снова увидела Фердинанда. Он по-прежнему уныло листал газеты.
— Послушай, — прошептала она, — одна ночь уже позади.
— Неужели? – равнодушно спросил тот.
«Для принца он мог быть и повежливей, — подумала Петронелла. – Впрочем, какая разница – ведь он так хорош собой! Я непременно его спасу!»

Вечером хмурый дворецкий отвел принцессу наверх по винтовой лестнице, и распахнул крошечную дверцу чердака. Шум и клекот донеслись изнутри. В мгновение ока дверь за спиной Петронеллы захлопнулась, и она оказалась в компании сотни почтовых голубей, злобно целящих в нее совсем немаленькими клювами.

Но Петронелла умела не только скакать на лошадях , стрелять из рогатки и управляться с охотничьими псами своего папы-короля. Она была настоящей принцессой, и сразу поняла, отчего птицы такие злые.
— Бедняжки, сказала храбрая принцесса, — вы целый день сидите тут взаперти, и не летаете по лесам и полям, и не слышите, как поют птицы? Давайте, я спою для вас, — и она запела. Неудивительно, — Петронеллу с детства учили музыке во дворце ее папы-короля, и от звуков ее мелодичного нежного голоса птицы притихли и покорно расселись по жердочкам. Всю ночь она пела, а наутро дверь распахнулась, и вошел сам Альбион.
— Отличная работа, — сказал он хмуро, окинув взглядом уснувших голубей. – Говори, что хочешь за нее.
— Отдай мне твой гребень, — попросила Петронелла. – Я, наверно, ужасно растрепанная.

Пристальным взглядом окинул ее волшебник, и принцесса покраснела до кончиков волос, потому что не умела врать.
— Что ж, ты честно его заработала, — проговорил Альбион, доставая из кармана плаща небольшую расческу.
— Какая будет твоя третья работа?
— Узнаешь вечером, — резко ответил Альбион.

В саду, как и раньше, Петронелла разыскала принца, за самозабвенным чтением комиксов.
— Послушай, — прошептала она радостно, — всего одна ночь осталась, и мы убежим.
— Думаешь? – вяло поинтересовался Фердинанд. – Даже утенку Гаку не удалось сбежать от Мельника Джо, — и он ткнул пальцем в газету.
«Для принца он не слишком-то сообразителен, — подумала Петронелла, — но какая, впрочем, разница! Я обязательно его расколдую, и ведь он так хорош собой!»

Вечером Альбион сам отвел Петронеллу к небольшому зданию у самой крепостной стены.
— Это моя конюшня. Надеюсь, ты умеешь ухаживать за лошадьми? – саркастически усмехнулся он, пропуская принцессу внутрь.

Полсотни лошадей, всхрапывая, били землю копытами. Никогда еще Петронелла не видела таких разъяренных животных. Но она была очень умна, и, надо сознаться, ее папа-король частенько экономил на конюхах.
— Бедняжки, — сказала принцесса, — вы совсем растрепаны, давайте, я вас причешу.
И всю ночь напролет, она расчесывала им гривы, и вплетала туда яркие ленточки, как будто это не были заколдованные лошади Альбиона, а всего лишь игривые жеребята с папиной конюшни.
— Что ты хочешь за эту работу? – спросил Альбион утром, и глаза его весело блестели.
— Твой перстень, — быстро ответила Петронелла.
Улыбка сползла с лица волшебника.
— Проклятый эльф, — пробормотал он, срывая кольцо с пальца. Но через минуту овладел собой. — Ты хорошо поработала на меня, но ты устала. Шутка ли – не спать три ночи, возиться с собаками, петь песни птицам, и расчесывать гривы лошадям. Останься еще на день, отдохни, я покажу тебе замок, а вечером устрою для тебя фейерверк.

«Как бы не так, — подумала Петронелла, — отсюда надо уносить ноги пока не поздно, а то заколдуешь, как беднягу Фердинанда», — она содрогнулась от отвращения, вспомнив дурацкие комиксы. Но вслух всего лишь поблагодарила за любезное приглашение, потому что была не только умной, но и воспитанной принцессой.

— Скорей, Фердинанд! – шепнула она принцу, когда Альбион исчез из виду. – Я забрала из конюшни мою белую лошадку, и мы поскачем, как ветер. К тому же, у меня есть три вещи, которые помогут нам убежать отсюда, я их честно заработала.
— Это меняет дело, — пробормотал принц, с трудом отрываясь от кресла и ставя ногу в седло.
«Для принца он мог быть и не таким неуклюжим, — раздосадованно подумала Петронелла, — но это ничего. Мы убежим отсюда, и злое колдовство исчезнет. И к тому же, он так хорош собой!»

И они поскакали прочь от черного замка. Не успели они спуститься с синей горы, как раздался позади топот самой быстрой из лошадей Альбиона.
— Что я говорил тебе! Он нас догонит! – крикнул Фердинанд. – Доставай скорее свои три вещи!
— Для начала хватит и одной, — улыбнулась Петронелла.
И швырнула назад волшебное зеркальце. Оно мигом превратилось в озеро. Чародей тут же обратился в лосося, и стрелой бросился вплавь.
— Догоняет! – закричал Фердинанд. На этот раз Петронелла подпустила преследователя поближе, и забросила за спину чудодейственный гребень. Стена леса возникла позади, и только яростный визг пилы предупреждал о том, что Альбион не отступился от своих намерений.
Еще немного – и они вырвутся из его владений! Но куда там белой лошадке против волшебных обитателей Альбионовых конюшен… Да и принц Фердинанд изрядно отъелся и потяжелел за время чтения комиксов. В полном отчаянии Петронелла достала последнюю свою плату – перстень волшебника. «Что может сделать такое маленькое колечко, — вздохнула принцесса, швыряя с размаху перстень в приближающегося чародея, — будь что будет!»

В мгновение ока кольцо увеличилось в размерах, и золотым обручем защелкнулось на Альбионе, прижав руки волшебника к телу.

— Тут ему и конец, — равнодушно заметил принц Фердинанд.
— Стой! – закричала Петронелла, осадив лошадь. – Я не могу его так бросить. Он же умрет?
— Да тебе-то какое дело? – изумился Фердинанд. – Он же гнался за нами?
— Подожди, — прошептала Петронелла. Как вы, наверное, уже поняли, она была не только храброй и умной, но и очень доброй принцессой. Развернув лошадку и оставив на поляне недоумевающего спутника, она поскакала к закованному чародею.

— Если ты пообещаешь отпустить Фердинанда, я попробую тебя освободить.
— Я не могу его отпустить, — ответил с улыбкой Альбион.
— Ну что же мне делать тогда! – вскричала Петронелла в отчаянии. – Ну почему ты такой упрямый? И зачем тебе принц?
— Абсолютно незачем, — спокойно подтвердил Альбион. – Это сын соседнего короля. Три года назад он приехал с визитом в мой замок. Ему так понравился мой сад, что он решил там пожить немного. А я не мог ему отказать. Видишь ли, я слишком хорошо воспитан, чтобы выставить гостя вон, да и с соседями надо жить в дружбе. Если б ты знала, как он мне надоел.
— Хм, — сказала Петронелла, — а отчего же ты говорил, что не можешь его отпустить?
— Как я могу отпустить того, кто сам не хочет уезжать? – улыбнулся волшебник.
— Ну вот еще, — проворчала Петронелла подозрительно. – А чего ж ты тогда за ним гнался?
— А я вовсе не за ним гнался, — объяснил Альбион. – Я гнался за тобой. Ты именно та девушка, о которой я мечтал всю жизнь. Красивая, храбрая, умная, добрая и талантливая.
— И поэтому твои собаки едва не растерзали меня, голуби хотели заклевать, а лошади – затоптать насмерть? – язвительно спросила принцесса.
— Должен же я был убедиться, что ты такая, как есть, — подмигнул ей Альбион. – Видишь ли, только по внешней красоте судить трудно, — и он скосил глаза в сторону Фердинанда.
— Да уж, — вздохнула принцесса. – Ну и как мне теперь тебя освободить? Мне нечем разбить этот обруч.
— А его не надо разбивать, — ответил волшебник. – Просто поцелуй меня.
— И только-то? – недоверчиво спросила Петронелла. Она соскочила с лошади, подошла к закованному чародею и поцеловала его. В тот же миг золотой обруч слетел с Альбиона, уменьшился до размеров колечка и скользнул ей на палец.

— Н-да, — задумалась принцесса, глядя на золотое кольцо, пришедшееся ей как раз впору, — интересно, что скажут мои родители, когда узнают, что я выхожу замуж за волшебника?
— А давай спросим прямо у них? – засмеялся Альбион.

И они оседлали своих лошадей и поскакали к королевскому замку. А бедный глупый принц Фердинанд пошел домой пешком.

13 комментариев Петронелла

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>