Гостили мы как-то раз у знакомого чабана в кишлаке близ Пенджикента (на границе Узбекистана и Таджикистана, по дороге из Айни в Самарканд). Ели плов, пели местные песни, я записывала разные чабанские байки и прочий фольклор, в общем, интересно проводили время. (Кстати, селянки научили меня низать табак — увлекательная штука, если не заниматься этим по восемь часов каждый рабочий день).
Вечерами я поднималась на холм смотреть закат. Горный кишлак так устроен, что там обязательно есть холм, откуда видно все другие кишлаки и все вообще, включая потрясающее азиатское небо — сплошные звезды. Местные моему лирическому восхождению не мешали, считая то ли придурью, то ли вечерней молитвой.
Но была в этой медовой пиале ложка дегтя. Стоило мне погрузиться в созерцание под шум звездопада, как во дворе нашего приятеля Бахреддина начинал орать ишак. (Легче всего это представить по Шерлоку Холмсу: «Еще один несчастный пони? — Нет, сэр, это воет собака Баскервилей»). Как воспитанный гость, я не задавала вопросов, кто их знает, что у них там входит в местные обычаи. Через какое-то время ишак замолкал, и на следующий вечер все повторялось. Но я все-таки друг животных, и на прощание попеняла Бахреддину:
— Что ты делаешь со своим ишаком, бьешь его, что он так кричит? Может, он голодный у тебя?
— Голодный? Ни-и-и, — Бахреддин заулыбался. — Кричит? Это он не кричит. Это он, видишь, внизу, — Бахреддин показал в долину, — видишь, другой кишлак? Пять километров отсюда, видишь? Там у него друг, тоже ишак. Только белый. Они разговаривают.
Ну да — » он сердце оставил в Фанских горах…» Конец цитаты, как говаривает Тофсла.
Спасибо, однако. Забегаю к вам за интересненьким, как за наркотиком Такая вот радость в жизни — из шляпы !
Спасибо!
В далеко оставленном сердце есть смысл — Ивану-дураку трудней будет добраться, если вдруг захочет лишить бессмертия… 🙂
На самом деле, это старый рассказ. Он был напечатан в сборнике нашего выпуска, полиграфического, на память. А у меня экземпляров не осталось. Как водится. А теперь, благодаря ЖЖ-шечке, нашла друзей оттуда, и они мне файл прислали. Получился привет почти из Самарканда.
Педжикент….. супер-место…… кстати старее Москвы лет на….. несколько тысяч……
Правда? Не знала. Думала, он намного моложе Самарканда.
ну да моложе…. лет на 200 — согласно гуглу, т.е реально они ровесники. Просто Самарканд большой, а Педжикент — маленький. Сейчас они в разных странах. А я помню как мы тряслись на автобусе из Самарканда.
В Пенджикент?
Мы как раз наоборот — заезжали через Душанбе, дальше в Фаны в Арг, через Анзоб, потом на Алаудины, а возвращались по Зеравшану — через Айни и Пенджикент. Гулистан еще помню. Автобусы там нестерпимо вонючие, «львовские» были, так что ездили мы в основном в открытом кузове грузовика, с козами.